Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сотрудники РЦНК в Таджикистане провели мастер-класс по русскому языку для учителей-словесников республиканских школ
27.01.2016
26 января в республиканской школе-интернате Шахринауского района, где обучается свыше трёхсот детей из неполных, многодетных и малообеспеченных семей, сотрудники Учебно-методического центра русского языка РЦНК в Душанбе провели мастер-класс по интерактивным методам обучения русскому языку для 22 учителей школы-интерната и других средних школ района.
Организатором мероприятия выступило представительство Россотрудничества в Таджикистане при содействии Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования (РИПКРО) Минобрнауки Таджикистана.
Мастер-класс провела руководитель Учебно-методического центра русского РЦНК г. Душанбе Любовь Дудко, после чего сотрудники Российского центра науки и культуры Ганчина Мамаджанова и Умед Болтаев провели виртуальную экскурсию «В гостях у Русского музея», рассказав о жизни и творчестве великого русского художника Василия Сурикова.
Целью проведения мастер-класса по русскому языку было ознакомление школьных учителей-русистов, работающих в таджикских классах, с эффективными приёмами организации благоприятной учебной среды для развития активной мыслительной деятельности. Учителя с большим интересом решали предложенные лингвистические задачи, составляли вопросы по тексту на знание, понимание, анализ и синтез, ощутив себя на время урока в роли учеников.
В завершение мастер-класса школе-интернату была подарена учебная литература по русскому языку и литературе.