Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Рособрнадзор проверит квалификацию учителей русского языка
19.01.2016
Рособрнадзор намерен в этом году провести обширное исследование компетенций учителей, преподающих русский язык и литературу, а также математику, сообщает ТАСС. Сегодня завершается приём заявок от организаций, готовых провести такое комплексное тестирование на территории всей России.
В ведомстве подчеркнули, что на сегодняшний день нет достоверных данных, «позволяющих делать комплексные выводы об уровне квалификации учителей».
Планируется, что по результатам исследования будут выработаны меры по проведению курсов повышения квалификации преподавателей, профильных занятий, а также подготовлены новые методические пособия. Кроме того, по мнению чиновников, одной из актуальных задач в этом направлении является организация достоверной оценки компетенций педагогов, которая позволит использовать её результаты и для присвоения квалификационных категорий.