Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поэтический вечер, посвященный подведению итогов I Всеаргентинского конкурса чтецов русской поэзии «Родные рифмы», прошел 18 декабря в Российском центре науки и культуры в Буэнос-Айресе.
По условиям конкурса, организованного представительством Россотрудничества и приуроченного к проводимому в России Году литературы, в нем принимали участие все желающие. Им предлагалось прочитать наизусть любимое стихотворение на русском языке, записать свое выступление на видео и разместить на одном из сайтов онлайн-просмотра.
В конкурсе участвовали как российские соотечественники, проживающие в Аргентине, так и местные граждане, изучающие русский язык. Уровень конкуренции был настолько высок, что компетентному жюри пришлось по нескольку раз просматривать выступления двадцати пяти претендентов из разных городов Аргентины. В результате в тройку победителей вошли: Георгий Петровский, Юлия Чудова и Валерия Анастасия Григорев. Специальный диплом за яркое художественное воплощение презентаций учеников — участников конкурса получила школа при посольстве РФ в Аргентине.
Подводя итоги, председатель жюри российская поэтесса Виолетта Метелица отметила патриотический настрой и высокий уровень подготовки участников. В их исполнении на вечере в РЦНК прозвучали стихотворения А.С.Пушкина, И.А.Крылова, С.А.Есенина, Р.И.Рождественского, А.Д.Дементьева, Ю.В.Друниной и других авторов.
Все участники конкурса были награждены дипломами РЦНК и получили в подарок книги.