Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре Ереванского государственного университета (ЕГУ) собрались более 60 поклонников таланта Сергея Есенина. Они участвовали в конкурсе чтецов. По инициативе Русского центра ЕГУ в текущем году были проведены мероприятия, приуроченные к 120-летию со дня рождения известного русского поэта. Студенты и школьники приняли участие в кинолектории по документальному фильму «Дорогие мои! Хорошие», представили сообщения о жизни и творчестве поэта, обсудили версии его гибели. Сергей Есенин любим армянской молодежью, его творчество и романсы на его стихи популярны.
На конкурсе выступающие декламировали стихи, исполняли романсы, представляли моноспектакли. Романсы на стихи поэта под аккомпанемент гитары очень проникновенно исполнили студентки Тавакалян Мариам (факультет физики) и Арутюнян Гоар (геолого-географический факультет). Студентки Атабекян Лусине (факультет журналистики) и Григорьева Екатерина (факультет русской филологии) представили моноспектакли по поэме «Чёрный человек», а Карслян Катарина в виде моноспектакля продекламировала «Письмо к матери». Как романс, «Письмо» прозвучало в исполнении Макарян Марии (факультет романо-германской филологии).
Активное участие в конкурсе приняли и студенты факультета прикладной математики, Абрамян Ованнес и Овсепян Арис. Изюминкой мероприятия стало выступление ученицы 9 класса ереванской основной школы № 130 имени Н. Заряна Аянян Марии. Она эмоционально продекламировала Есенина, и разделила второе призовое место со студентами Абрамяном Ованнесом и Тавакалян Мариам. Третье место разделили Макарян Мария, Атабекян Лусине, Акопян Марианна, Григорян Екатерина, Авакян Лилит и Овсепян Арис. А первое почетное место заняла студентка геолого-географического факультета Арутюнян Гоар.