Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках «Недели Ломоносова» Русский центр в Берлине совместно с немецко-русской школой имени Ломоносова провели конкурс чтения поэтических литературных произведений.
До литературного конкурса его участники прошли отборочный тур в своих классах. Затем чтецы блеснули в финале конкурса перед всеми учениками своей школы, учителями и жюри. Ребята наизусть читали стихотворения, отрывки из поэм и басни на русском или немецком языках. Со сцены прозвучали лирические произведения Александра Пушкина, Афанасия Фета, Ивана Крылова и Михаила Лермонтова. Из лирики на немецком языке были прочитаны стихотворения Фридриха Хеббеля, Эриха Кестнера, Вильгельма Буша, Петера Хакса и других поэтов.
Все конкурсанты старались, но самое большое впечатление на публику и жюри произвели выступления пяти учеников, которые и завоевали почетные звания победителей конкурса. В категории «2‒4-е классы» победили Эмили Руппэ, Лекс Харт и Анника Сцабо. Победителями в категории «5‒7-е классы» стали Зента Крёнинг и Анжелина Пригожин.
Однако абсолютно все участники конкурса были награждены почетными грамотами. Ведь побеждает тот, кто читает, потому что «кто читает — проживает тысячу жизней».