Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 13 по 15 ноября 2015 года на территории Санаторно-оздоровительного комплекса «Камчия» прошла Вторая международная сессия на тему «Русский язык в глобальном образовательном пространстве», организованная министерством образования и науки Российской Федерации, Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина, при содействии Россотрудничества, министерства образования и науки Болгарии, а также СОК «Камчия».
В рабочей программе сессии приняло участие свыше 200 болгарских преподавателей русского языка, а также гости из России, Армении, Азербайджана, Нидерландов, Сербии, Молдовы, Ливана. Команда пловдивских русистов традиционно приняла участие в международном форуме. Ведущей темой нашей рабочей встречи было знакомство с инновациями в обучении русскому языку и возможностями, которые предоставляет портал «Образование на русском», разработанный Институтом Пушкина и другими российскими университетами в целях повышения квалификации зарубежных преподавателей русского языка в любой точке мира в любое время. Были представлены ключевые направления работы портала, а ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина проф. Маргарита Русецкая рассказала о современных тенденциях в сфере создания новых образовательных ресурсов, связанных с электронным и дистанционным образованием.
Для участников Международной сессии настоящим подарком были лекции и мастер-классы, проведённые ведущими преподавателями русского языка Института Пушкина – акад. В. Г. Костомаровым, Е. М. Афанасьевой, а также встречи в литературной гостиной Института Пушкина и индивидуальные консультации.
Невена Табакова, учитель русского языка Гуманитарной гимназии им. свв. Кирилла и Мефодия, г. Пловдив