Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Печский университет и вузы Казахстана тесно сотрудничают между собой уже около десяти лет. Студенты из Казахстана ежегодно приезжают на стажировку в Печский университет, учатся в магистратуре на гуманитарном факультете по специальности «русский язык и литература», «психология» и т. д.
В этот раз Печский университет посетили гости из Казахского национального университета имени Ал-Фараби: Жулдыз Есимова, заместитель декана по научно-инновационной деятельности и международному сотрудничеству факультета филологии, литературоведения и мировых языков факультета, и Алуа Темирболат ‒ заведующая кафедрой истории и теории казахской литературы.
Студенты Университета имени Ал-Фариби в июле месяце этого года уже проходили двухнедельную стажировку в Печском университете, где читались лекции на русском языке, получившие одобрение и похвалы как преподавателей, сопровождавших студентов, так и самих студентов, и в связи с этим руководство университета решило продолжать контакты и заключило договор между университетами о сотрудничестве.
Представители Казахского национального университета провели переговоры с руководителями факультетов культурологии, педагогики и регионоведения и гуманитарных наук и согласовали дальнейшие планы сотрудничества.
Гости посетили также Русский центр Печского университета, руководитель которого помогал в установлении связей между факультетами и университетами, и обсудили дальнейшие планы работы.
В Университете имени Ал-Фараби летом этого года также был открыт Русский центр, о работе которого рассказали сотрудники университета. Они с интересом познакомились с планами работы центра на 2016 год, а также приняли участие в третьей литературно-музыкальной гостиной, состоявшейся 18 ноября с участием студентов Печского университета, в том числе и студентов-стажёров из Караганды, прочитавших на вечере стихи Беллы Ахмадуллиной.