Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Олимпиаде «Время учиться в России!» приняли участие более 2000 школьников
10.11.2015
В период с 14 по 29 октября в пяти странах ближнего и дальнего зарубежья (Армения, Казахстан, Кения, Молдавия, Эфиопия) под эгидой Россотрудничества ведущие российские вузы провели очередные этапы программы «Время учиться в России!». Проект, нацеленный на популяризацию российского образования, реализуется на протяжении трех лет, и его популярность с каждым годом растет: в этом году количество участников осеннего этапа достигло 2100 человек.
Представители авторитетных отечественных образовательных организаций при поддержке Российских центров науки и культуры в Армении, Казахстане, Молдавии и Эфиопии провели презентации для школьников, абитуриентов и студентов, желающих получить высшее образование в России. В ходе этих встреч участникам рассказали о системе высшего образования в России, об образовательных программах, а также о социальной и культурной жизни студентов.
Самым важным пунктом программы «Время учиться в России!» стало традиционное олимпиадное тестирование по математике, для победителей которого предусмотрена возможность получения высшего образования по программам бакалавриата и магистратуры в одном из вузов-участников проекта за счет средств федерального бюджета.
В этом году для проведения отборочных мероприятий в страны выехали представители следующих российских вузов: Московский государственный строительный университет (НИУ); Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»; Московский технический университет связи и информатики; Московский технологический институт; Московский физико-технический институт (государственный университет); Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; Национальный исследовательский университет "МЭИ"; Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; Российский университет дружбы народов; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Проект «Время учиться в России!» получает поддержку национальных органов образования и образовательных организаций за рубежом. В Кении российскими вузами были подписаны соглашения о сотрудничестве с принимающими образовательными организациями, и была достигнута договоренность о дальнейшем развитии взаимодействия.
Российские и зарубежные участники проекта единодушно отмечают, что подобные мероприятия способствуют созданию единого образовательного пространства, благоприятно влияют на развитие академических отношений и являются инструментом, повышающим интерес молодежи к техническому образованию.