Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В РФ стартует всеобщее обсуждение концепции преподавания русского языка
30.10.2015
Концепция преподавания русского языка и литературы должна быть адаптирована к требованиям времени и должна отвечать ожиданиям как педагогов, так и учеников
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин сообщил о начале всеобщего обсуждения единой концепции преподавания русского языка и литературы, передает корреспондент ИА REGNUM 29 октября. «Предстоит, возможно, даже еще более интенсивная работа с теми замечаниями и предложениями, которые будут поступать в ходе самого широкого, всеобщего обсуждения проекта, и я просил бы отнестись к этому со всей серьезностью», — сказал Нарышкин в ходе заседания рабочей группы.
По его словам, 30 октября в Махачкале начинает свою работу Первый Всероссийской форум учителей русского языка и литературы, где концепция будет обсуждаться на одном из «круглых столов», а буквально через несколько дней, в начале ноября, во Владимире пройдет педагогическая конференция «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве», где проект концепции будет в качестве одной из главных тем дискуссии.
«Концепция должна быть адаптирована, конечно же, к требованиям времени, и она должна отвечать ожиданиям как педагогов, так и учеников», — подчеркнул спикер Госдумы.
«Ответственность здесь по-настоящему огромная, ведь речь идет не просто о преподавании одного из школьных предметов, а о том, как научить детей самостоятельно думать и оценивать прочитанные книги, многие из которых являются настоящими шедеврами, как научить детей видеть и использовать все богатство русского языка, которое является объединяющим началом для нашего многонационального государства и всего русского мира», — подчеркнул Нарышкин.
Он надеется, что после общественного обсуждения проекта концепции у правительства будут все основания для того, чтобы подробно рассмотреть этот документ и его утвердить. Нарышкин также попросил Минобрнауки «не затягивать с началом всех согласительных процедур — после того, как проект концепции пройдет самое широкое общественное обсуждение».