Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Депутат: единые учебники по русскому языку появятся в России через 2-3 года
30.10.2015
Различия в учебниках будут связаны с особенностями преподавания русского языка в национальных республиках
Единые учебники по русскому языку, которые будут отличаться лишь нюансами при преподавании в национальных республиках, должны появиться в России через 2-3 года. Об этом сообщил ТАСС в Махачкале председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.
"Не может изучаться русский язык по 140 разным учебникам. Поэтому сейчас будет линейка из примерно 10 учебников, которые, может быть, с некоторым различием, но с общепринятых позиций будут трактовать все правила и положения. Так же, как и по истории - нельзя один и тот же факт трактовать так, как автору захотелось", - уточнил Сафаралиев.
Различия в учебниках, пояснил он, будут связаны с особенностями преподавания русского языка в национальных республиках, для каждой языковой группы, к которой относится родной язык школьников в таких регионах, они будут своими.
Соответствующий законопроект, пояснил Сафаралиев, уже готовится, и в течение двух-трех лет новые учебники должны быть созданы. "Их надо просто писать, эти учебники, их сейчас нет", - добавил собеседник агентства.