Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Хошиминском Русском центре говорили о русском гостеприимстве
29.10.2015
28 октября в Русском центре при Педагогическом университете были гости, студенты разных курсов факультета русской филологии Института социальных и гуманитарных наук при Национальном университете Хошимина, самом большом университете на юге Вьетнама, который готовит высококвалифицированных специалистов для разных областей народного хозяйства страны.
Темой очередной встречи с будущими вьетнамскими русистами стало русское гостеприимство, русское застолье и этикет. Эта тема очень интересует вьетнамских студентов, так как многие из них после окончания университета будут работать в сфере туризма, на различных совместных вьетнамо-российских предприятиях, где знание этих вопросов просто необходимо.
Разговаривая о русских традициях, студенты совершили экскурс в Древнюю Русь, во времена Петра I, в более позднее время и, наконец, в нашу современность. Они проследили зарождение и формирование русских традиций в области гостеприимства. Теперь студенты понимают, что такое хлебосольство, радушие, гостеприимство. Узнали они, и что означает «зайти на огонёк», «красному гостю – красное место», «хоть и не богат, а гостю рад», «умел звать – умей и угощать!» и т. д.
Разбирая эти поговорки, присутствующие узнали много интересного из истории Руси, из быта русского народа. После лекции студенты задавали много вопросов, особенно о современном застолье, о современном этикете, о различиях во вьетнамской и русской культурах.