Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Пушкинские даты в Русском центре Бельцкого государственного университета им. А. Руссо отмечаются с особенно трепетным чувством. 19 октября студенты второго и третьего курсов собрались, чтобы вспомнить о важной в истории культуры России дате: дне открытия Царскосельского лицея, уникального учебного заведения, с которым связана судьба русского гения – Александра Сергеевича Пушкина.
Лицей, открытый 19 октября 1811 г., стал для Пушкина и его товарищей выдающейся школой постижения русской и мировой истории, словесных, естественных, точных наук и правоведения, школой взросления, гражданского и поэтического становления. Воспоминания о лицейском братстве и «дружестве», идею «прекрасного союза» и чувство верности друзьям-лицеистам поэт пронёс через всю свою жизнь.
Студенты украсили Русский центр хризантемами и осенними листьями, что оказалось хорошим фоном для чтения стихотворений Пушкина, посвящённых лицею, любимым наставникам и друзьям. Особенно всем понравились отрывки из элегии «19 октября» 1825 г.:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
С большим вниманием собравшиеся познакомились с книгой историка Н. Эйдельмана «Прекрасен наш союз…», из которой узнали о распорядке дня в лицее, об особенностях учёбы, лицейских забавах и мальчишеских увлечениях товарищей поэта. Рассказы о Лицее прекрасно дополняли репродукции гравюр В. Фаворского.