Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Рижские студенты знакомились с наследием Северо-Западной Руси
09.10.2015
Выездной семинар студентов и преподавателей Историко-философского факультета Латвийского университета в г. Псков, г. Санкт-Петербург, г. Великий Новгород был задуман с целью установления научных и личных контактов со студентами, преподавателями местных вузов и ознакомления с культурным наследием Северо-Запада России. Студенты-историки и несколько их преподавателей из Латвии стали гостями исторических факультетов Псковского, Новгородского и Санкт-Петербургского государственных университетов.
Во всех вузах были организованы научные семинары, на которых семинаров латвийские студенты рассказали российским студентам о некоторых аспектах истории и культуры наследия Латвии. Молодые же российские историки знакомили коллег из Латвии с наследием своей страны.
Пунктами культурно-исторической программы стало посещение Печорского монастыря, Изборскогй крепости, Псковского кремля, Эрмитажа, Пертергофа, новгородских храмов. Студенты предварительно подготовили научные рефераты об этих памятниках, а потому могли рассказать своим товарищам много интересного.