Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский центр при Педагогическом университете г. Хошимина (Вьетнам) отметил Международный день учителя. Вполне понятно, почему именно в Педагогическом университете ежегодно проходит этот замечательный праздник, ведь это единственный университет на юге Вьетнама, который готовит педагогические кадры.
Во Вьетнаме есть и национальный праздник – День вьетнамского учителя, который мы ещё будем отмечать 20 ноября. А 3 октября, как и в других странах мира, в том числе и в России, мы решили отметить Международный день учителя.
Праздник начался с поздравлений, с которыми выступили генеральный консул России во Вьетнаме, вьетнамская преподавательница Куэ и студенты пятого курса факультета русского языка. Затем начался праздничный концерт. Сначала выступили российские школьники начальной школы Генконсульства России. Они подготовили тематическую литературно-музыкальную композицию. Вьетнамские студенты-русисты пели русские песни, танцевали русские народные и современные танцы, читали на русском языке стихи российских поэтов.
Когда молодые вьетнамцы пели любимую во Вьетнаме «Песню о тревожной молодости», им подпевал весь зал. А когда выступали юные артисты – российские школьники, их подбадривали добрыми улыбками и бурными аплодисментами. Концерт прошёл в дружеской непринуждённой обстановке.