Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
КПРФ предлагает прописать в законе критерии освоения образовательных стандартов
30.09.2015
Необходимость поправок депутат объясняет тем, что сейчас ФГОС "не включают в себя никаких требований к содержанию образования, за исключением общих требований к структуре образовательных программ"
Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин (КПРФ) внес на рассмотрение палаты инициативу, которой предлагается прописать в законе критерии освоения образовательных стандартов. Документ размещен в думской электронной базе данных.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования помимо прочего должны включать в себя "базовое содержание основных образовательных программ по обязательным учебным предметам, курсам и дисциплинам, освоение которого является обязательным условием успешного прохождения обучающимися… промежуточных (аттестаций) или государственной итоговой аттестации", говорится в пояснительной записке.
Также, по мнению Смолина, ФГОС должны содержать "базисный учебный план, который определяет максимальный и минимальный показатели объема основной образовательной программы, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, перечень обязательных учебных предметов, курсов, дисциплин, максимальные и минимальные показатели их трудоемкости".
Кроме того, законопроект устанавливает, что ФГОС среднего общего образования также включает в себя результаты освоения основной образовательной программы, достижение которых необходимо для успешного прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета.
Помимо этого, считает Смолин, учебники, включенные в перечень рекомендованных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, должны в полной мере представлять базовое содержание основных образовательных программ по соответствующим учебным предметам, курсам и дисциплинам.
Необходимость принятия поправок коммунист объясняет тем, что сейчас ФГОС "не включают в себя никаких требований к содержанию образования, за исключением общих требований к структуре образовательных программ". Стандарты не содержат также каких-либо конкретных показателей результатов освоения образовательных программ, которые должны быть достигнуты обучающимися для успешного прохождения промежуточных и итоговых экзаменов.