Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Культурный центр "Института Пушкина" в Эквадоре будет готовить абитуриентов для Самарского аэрокосмического университета
28.09.2015
Самарский государственный аэрокосмический университет открывает в столице Эквадора Кито первый в Латинской Америке культурный центр "Института Пушкина", сообщает в пятницу пресс-служба университета.
Центр открывается в результате сотрудничества СГАУ с Латиноамерикано-российской ассоциацией высшего образования (АЛАР).
"Центр станет одним из основных очагов русской культуры в Латинской Америке. Со временем подобные центры будут открыты и в других странах Латинской Америки, где у этой ассоциации есть свои представительства: Бразилии, Мексике, Перу, Боливии, Колумбии", - говорится в сообщении.
В сообщении отмечается, что для СГАУ участие в этом проекте – это не только содействие углублению культурного взаимодействия со странами Латинской Америки, но еще и возможность привлечь новых студентов.
В программу обучения войдет не только русский язык и знакомство с культурой России, но и курсы по математике, физике, информатике. Проверять знания и динамику обучения планируется с помощью контрольных дистанционных тестов.
Преподавать в культурных центрах будут представители русских диаспор, посольств, а также школ при посольствах России. Система образования будет построена таким образом, чтобы достойно подготовить абитуриентов к особенностям жизни и учебы в Самаре.
"АЛАР обещает обеспечить эти центры неплохим потоком слушателей, заинтересованных в изучении русского языка и в дальнейшем в поступлении в СГАУ", - приводятся в сообщении слова начальника международного отдела СГАУ Сергея Тица.
СГАУ является одним из 20 российских вузов, который с 2013 года в сотрудничестве с государственным институтом русского языка им А.С.Пушкина участвует в программе Правительства РФ по продвижению русского языка, культуры и образования в зарубежных странах. Это продвижение осуществляется через создание культурных центров "Институт Пушкина", которые являются аналогами испанского "Института Сервантеса" и китайского "Института Конфуция".