Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Результаты ЕГЭ выпускников Ленинградской области выше среднероссийских показателей
По данным областного комитета общего и профессионального образования по итогам проведения единого государственного экзамена в 2015-м году 47-регион сохранил высокий показатель тестового балла. В среднем областные школьники набрали по русскому языку 70 баллов и по математике — 51 балл, в то время как результаты по России составили соответственно 65 и 45 баллов.
«Второй год подряд Ленинградская область демонстрирует не только стопроцентный уровень сдачи экзамена по русскому языку, но и хороший уровень знаний выпускников. Радует нас и положительная динамика по математике. К сожалению, здесь мы пока не вышли на 100%-ную сдачу экзамена, но к этому стремимся», — отметил глава комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов.
Справка.
В целях обеспечения объективности при проведении ЕГЭ, выполнения требований федерального законодательства комитетом общего и профессионального образования совместно с комитетом по телекоммуникациям и информатизации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 и требованиями Рособрнадзора было организовано онлайн-наблюдение сдачи ЕГЭ в 40 школах (ППЭ). Всего системой видеонаблюдения было оснащено 523 аудитории в школах, из них 473 аудитории транслировали изображение на федеральный сервер, доступ к ним был обеспечен через сайт smotriege.ru. Для 50 аудиторий, в которых был организован ЕГЭ для специальных категорий детей, изображение записывалось на отдельные носители.
Кроме того, в Ленинградской области для проведения ЕГЭ:
- обеспечено видеонаблюдение в режиме онлайн в аудиториях (для участников без ограничения здоровья);
- обеспечено наличие металлодетекторов в 100% ППЭ;
- обеспечен контроль проведения ЕГЭ (через систему федеральных инспекторов и наблюдателей, общественных наблюдателей).
Сотрудниками Управления спецсвязи по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечена доставка экзаменационных материалов в ППЭ в день экзамена. Силами сотрудников Главного управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области организована охрана общественного порядка и общественной безопасности в ППЭ.