Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В уютном крымском городке Саки в период с 11 по 13 сентября проходил VI Международный фестиваль-конкурс русской музыки и пения «Бархатный сезон». Фестиваль проводится Всеукраинской общественной организацией «Русская школа» совместно с фондом «Русский мир» с 2010 года.
Уникальность «Бархатного сезона» в том, что участниками конкурсной программы могут быть только преподаватели музыки общеобразовательных и музыкальных школ и высших учебных заведений.
В этом году на сцену детской музыкальной школы имени Юрия Богатикова выходили сто три музыканта из четырёх стран – России, Беларуси, Украины и Италии. Праздник музыки проводился в пяти номинациях: инструментальная музыка (соло и ансамбли), композиторы и академический вокал (ансамбли и соло).
Фестиваль длился три дня.
Первый день – день заезда участников, поселение в отель на берегу Чёрного моря, знакомство с коллегами, репетиции. Торжественное открытие.
Второй день – конкурсная программа. Музыка в школе звучала с 9 утра до 8 вечера. Члены жюри отметили высокий уровень исполнительского мастерства учителей музыки, приехавших на фестиваль-конкурс: традиционно были сильны инструменталисты, а в этом году как никогда были хороши вокалисты. Уровень исполнительского мастерства большинства конкурсантов достоин профессиональной сцены.
Третий день – подведение итогов фестиваля, гала-концерт, торжественное закрытие. Концертный зал школы, вмещающий 250 зрителей, полон. В зале – участники конкурсной программы, зрители – жители и гости города-курорта – и участники Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, специально приехавшие на праздник музыки из Севастополя.
Подведены итоги фестиваля. Стихли последние аккорды заключительного концерта. В глазах у всех, особенно тех, кто пробивался в Крым через чиновничьи препоны и пограничные кордоны, один вопрос: «Что дальше?»
Ответ прозвучал из уст директора фестиваля А. Кондрякова: до встречи на VII Международном фестивале русской музыки и пения «Бархатный сезон», открытие которого состоится, как всегда, во вторую пятницу осени – 9 сентября 2016 года.