Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В преддверии нового учебного года, который начинается в Греции 11 сентября, соучредитель Русского центра в Салониках А. Кинигопулос обсудил результаты летних курсов русского языка на базе образовательных программ фонда «Русский мир» для ребят из детского дома «Папафио» с его председателем митрополитом Салоникийским Анфимием.
Программа курсов для детей-сирот была реализована в летнем детском муниципальном лагере «Ставрос». Насыщенная богатым материалом по культуре, страноведению, географии и истории Российской Федерации, а также по русскому искусству, разработанная специалистами по детской педагогике из Русского музея Санкт-Петербурга, программа вызвала одобрение у руководства как детского дома, так и летнего лагеря.
Ребятам понравились занятия, особенно новая информация о России и о русском языке – их можно было часто увидеть с электронной программой русского музея для детей «Ровесники», географическим атласом Российской Федерации или с шедеврами детской литературы, такими как «Аленький цветочек», « Конёк-Горбунок» и другие.