Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В российской столице подвели итоги XV Международного Пушкинского конкурса среди учителей русского языка и литературы школ с русским языком обучения за рубежом. «Язык Победы. Что знают ваши ученики о мае 45-го?» – так звучала тема традиционного эссе в 2015 году. Лауреатами конкурса стали 50 педагогов из 23 стран, а всего в конкурсе приняли участие более 200 педагогов из 30 государств мира, включая США и Австралию.
Организаторами конкурса выступили правительство Москвы и «Российская газета» при поддержке Россотрудничества и фонда «Русский мир».
В содержательную программу финала конкурса вошло знакомство со столичной системой образования. Лауреаты посетили школу № 1231 с углублённым изучением иностранного языка, побывали на открытых уроках русского языка и литературы, познакомились с организацией учебно-воспитательной работы, продолжили обсуждение поддержки русского языка и образования на русском языке за рубежом.
Дискуссия о статусе русского языка за рубежом продолжилась на круглом столе в конференц-зале «Российской газеты». В ней приняли участие члены оргкомитета и жюри конкурса, а также главный редактор «Российской газеты» В. А. Фронин и генеральный директор ФГУ «Российская газета» П. А. Негоица.
Конкурсанты побывали на торжественной церемонии открытия Дня города на Красной площади, международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», обзорной экскурсии по Москве с посещением смотровой площадки на Воробьевых горах, исторического центра Москвы и Поклонной горы, Новодевичьего монастыря, литературной экскурсии «Пушкинская Москва»; посетили МХАТ им. А. П. Чехова.
Традиция проведения конкурса будет продолжена.
Пресс-центр XV Международного Пушкинского конкурса