Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Осенний диктант" этом году проводят впервые. Красноярские активисты выиграли грант. Их цель - в век электронных носителей напомнить ребятам о классических произведениях писателей и красоте русского языка.
Для студентов это возможность после долгого лета вспомнить о правилах русского языка. Организаторы не предполагают, что этот проект станет альтернативным "Тотальному диктанту", просто это дополнительная возможность проверить свою грамотность.
Для студентов педагогического университета имени Астафьева выбрали отрывок из произведения земляка Виктора Петровича "Пастух и пастушка". "Очень много слов, которые сейчас не используются. Узкоспециальных, что ли. Татарник - это, скорее всего, какое-то растение, которое лично у меня никогда на слуху не было", - отметила студентка КГПУ им. В.П.Астафьева Анастасия Гнедчик.
Прочитала текст ребятам выпускница педагогического университета, а ныне ведущая телеканала "Россия". Оксана Куделя с удовольствием поддержала проект. Уверена - грамотная письмо и речь только придают авторитет любому человеку.
"Может быть, такие диктанты дома устраивать всем. Рекомендую родителям. Взяли отрывочек из произведения, пусть даже простого, и своих детишек посадили. Заодно и сами вспомнили кучу всего. Я перед диктантом, когда его почитала, тоже массу вспомнила - и правил, и слов. И новое узнала: "вытеребливать" - вот тебе, пожалуйста, глагол", - сказала ведущая телеканала "Россия" Оксана Куделя.
Проект "Ударная речь" планируют продолжить. В будущем в нём, возможно, сможет принять участие любой желающий.