Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Книга Вячеслава Никонова «Современный мир и его истоки» может стать учебником истории
03.09.2015
В МГУ прошла презентация книги «Современный мир и его истоки», написанной Вячеславом Никоновым, председателем комитета Госдумы по образованию, председателем правления фонда «Русский мир».
Автор 900-страничной монографии, открывая презентацию, заметил, что идея книги ему пришла в голову в Австралии, когда он случайно увидел перевёрнутый глобус. На нём в центре была Австралия, а на юге, едва заметные, – Россия и Европа. Так Никонов придумал идею книги – рассказать об истоках современного мира.
– Человеческая цивилизация насчитывает несколько тысячелетий. Множество великих империй и государств канули в Лету. Немногие продолжились в современность, — напомнил Вячеслав Никонов. — Но все эти цивилизации и государства — исчезнувшие и живущие — внесли свой вклад, большой или малый, очевидный или малозаметный, в создание того мира, в котором мы живём.
В монографии автор пишет о том, что мир «развился за тысячелетия как результат взлётов и падений великих держав, войн, конфликтов и устремлений человеческой мысли, взаимодействия культур, народов и элит». Он даёт анализ архитектуры современного мира, которая «представлена через его основные центры цивилизационного притяжения — Запад во главе с США; Азия с гигантами Китаем, Индией, Японией; Латинская Америка, Африка и, конечно, Россия».
Учёный в монографии доказывает, что эпоха однополярности мира оказалась скоротечной — мир стремится к большему разнообразию. «Повсеместно в мире мы видим возрождение интереса к своим корням, к вере, к естеству. Традиционализм, гордость наследием предков, национальной культурой, нравственными устоями проявляется повсюду, принимая форму движений и/или концепций. Контуры нового миропорядка, как мне представляется, уже просматриваются», — считает Никонов.
— Эта книга — путеводитель по современному миру, причём аргументированный и долгоиграющий путеводитель, достойный того, чтобы стать учебным курсом для студентов, поскольку книга даёт системное представление об устройстве современного мира, — заявил Сергей Глазьев, советник президента России, академик РАН.
Вслед за Глазьевым сразу несколько видных учёных — Валерий Тишков, директор Института этнологи и антропологии РАН; Сергей Карпов, декан исторического факультета МГУ; Игорь Абылгазиев, директор Института сран Азии и Африки при МГУ — заметили, что идея придать монографии «Современный мир и его истоки» статус учебного пособия как для студентов и магистрантов, так и, возможно, для школьников старших классов средней школы — «здравая идея» и «она заслуживает того, чтобы быть рассмотренной непредвзятой экспертизой».
Как заметил Сергей Карпов, входящий в комиссию Министерства образования и науки РФ по составлению единой линейки учебников истории, «экспертами обсуждается возможность того, что в адаптированном виде книга Вячеслава Никонова «Современный мир и его истоки» могла бы стать завершающим циклом исторического образования школьников, например, в 11-м классе».
Пока же книга адресована студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся современной политикой.