Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
2 июля в Русском центре при Улан-Баторском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова учащиеся вместе с родителями и преподавателем отмечали окончание подготовительного обучения в школе.
В игровой форме повторили и систематизировали знания, полученные в процессе работы на курсе «Обучение грамоте». Учащиеся читали стихи, отгадывали загадки, с большим удовольствием играли в игру «Живые слова». Из спетых песен всем особенно понравилась песня «Маленькая страна». Малыши с удовольствием показали, чему научились, и были благодарны, что уже умеют читать и писать по-русски.
Благодарные родители высказали очень много тёплых слов в адрес школы и учителей и порадовали детей подарками. Такие мероприятия необходимы для поддержания у учащихся интереса к знаниям, русскому языку и развитию творческих способностей.