Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Страны СНГ хотят развивать сетевое взаимодействие для преподавания русского языка
17.06.2015
5-6 июня 2015 года в Государственном институте русского языка им А. С. Пушкина (ГИРЯП) состоялось второе заседание Общественного совета (ОС) Базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по преподаванию русского языка, в котором приняла участие член организации – руководитель Русского центра Таджикского национального университета Мехриниссо Нагзибекова.
Первая часть заседания 5 июня была посвящена развитию сетевого взаимодействия – образовательным программам и научным проектам. Ректор ГИРЯП Маргарита Русецкая рассказала о портале «Образование на русском» – ключевом направлении развития сетевого взаимодействия участников организации: «Сейчас крайне востребован формат онлайн-обучения, а информационное наполнение портала уникально».
Участникам встречи продемонстрировали работу портала: как происходит регистрация, прохождение различных разделов и уровней обучения, использование аудио- и видеоматериалов.
Во второй половине дня формат заседания был расширен: состоялась встреча заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова с представителями посольств стран СНГ в России и членами ОС Базовой организации государств-участников СНГ по преподаванию русского языка.
6 июня работа продолжилась. День русского языка в Пушкинском институте был праздничным. Были вручены благодарности членам совета и руководителям национальных делегаций стран-участниц XII Международной олимпиады по русскому языку
В настоящее время создаётся Клуб друзей Института Пушкина, вступить в который Маргарита Русецкая пригласила всех присутствующих и участников олимпиады.