Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Пекин пригласил московских школьников в свой лагерь отдыха
10.06.2015
9 июня Департамент образования города Москвы принимал делегацию коллег из столицы Поднебесной. Генеральный директор отдела по надзору в сфере образования Пекина Тань Лиюнь прибыл в Москву впервые. Главная цель визита – расширить взаимодействие между двумя городами и укрепить взаимный обмен наработками в системе довузовского образования.
- В Пекине сейчас порядка десяти школ, где дети изучает русский язык и вашу культуру, - заявил на встрече Лиюнь. – Москва для Пекина в образовании главный партнер.
Пекин сделал конкретные предложения. Во-первых, организовывать для московских преподавателей китайского языка в Пекине стажировки и курсы повышения квалификации. Во-вторых, установить сотрудничество между школами-побратимами, которые изучают у себя языки двух стран, то есть наладить обмен школьниками. В-третьих, пригласил московских школьников в международный пекинский лагерь отдыха. Ежегодно в нем отдыхают дети из более 40 стран мира – со следующего года к ним могут примкнуть и юные москвичи.
- Хочу подчеркнуть, что мы как принимающая сторона все расходы берем на себя, - отметила заведующая отделом департамента внешних связей пекинского Муниципального отдела образования Лью Си. – Москвичи должны будут оплатить только билеты и визы.
Со своей стороны, Москва предложила двум системами образования загодя обмениваться планами на будущее.
- Все формы сотрудничества нами принимаются, - сказал заместитель главы столичного Департамента Михаил Тихонов. - Сегодня в Москве работает 21 школа, где изучают китайский язык. Школа № 1948 – единственная в городе, где китайский изучают в качестве основного иностранного языка с 1 по 9 классы. 13 школ, где его изучают в качестве второго иностранного с 5 класса. И 7 школ, где китайский преподают в системе дополнительного образования.
Тань Лиюнь подарил московскому ведомству свиток с иероглифом счастья, а Москва, в свою очередь, большую альбомную книгу с архивными материалами Москвы времен Великой Отечественной войны, 70-летие победы в которой Россия отмечает в этом году.
Директор школы № 1948 китаист Владимир Семенов после встречи объяснил, в чем суть китайского экономического чуда:
- У них дети учатся по 13 часов в день. Да, это сложно, но они понимают, что это необходимо. Права человека для них после получения образования расширяются значительно. Кроме того, их система довузовского образования построена так, что школьники с малых лет учатся бороться за право быть образованным.
В Пекине школьное образование рассчитано на 12 лет. Начальная школа – это 1-6 классы, средняя школа – 7-9 классы, старшая школа – 10-12 классы. Причем обучение в старших классах происходит только на платной основе.