Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Париже открылся кинофестиваль "Седьмое искусство", посвященный в этом году России
09.06.2015
Ежегодный кинофестиваль "Седьмое искусство" открылся в центральном VII округе французской столицы. В этом году он посвящен кинематографу России, которая избрана почетным гостем. Открыли фестиваль глава парижского округа Рашида Дати и посол России во Франции Александр Орлов.
"Эти фильмы рассказывают историю великой страны, - подчеркнула Дати, обращаясь к парижанам. - Каждый вечер вам предстоит встреча с замечательными картинами, которые приведут вас в самое сердце России".
Говоря о предстоящей неделе кинопоказов, она особенно выделила объединяющее начало кинематографа, который в данном случае становится исключительным "связующим звеном между двумя народами". Она также напомнила, что в этом году Франция и Россия отмечают 70-летие победы во Второй мировой войне, в связи с чем в течение всего фестиваля в здании мэрии VII округа Парижа будет открыта фотовыставка, посвященная борьбе с фашизмом.
Выразив признательность послу России во Франции Александру Орлову за содействие в организации фестиваля, а также Госфильмофонду и культурной ассоциации "Франция- Урал", Дати назвала открывшуюся встречу с современным российским кино "выдающимся событием" в культурной жизни столичного округа. Особое внимание гостям фестиваля она предложила обратить на произведения российской школы мультипликации, которые также включены в программу смотра. "В них очень много нежности и глубины", - отметила Дати.
В свою очередь, посол Александр Орлов поделился эпизодом из своей переписки с жителями Франции, которые часто обращаются в российскую дипломатическую миссию по различным вопросам. "Я получаю много писем от французских граждан, и одно меня тронуло особенным образом, - рассказал дипломат. - Один француз написал о том, как в юности посмотрел фильм "Летят журавли" (1957) и после этого навсегда влюбился в Россию".
Показ в Париже российских лент, представляющих все жанры кинематографа, проходит в исторических интерьерах. Так, занавес фестиваля был поднят в знаменитом кинотеатре La Pagode ("Пагода"), который ведет свою историю с конца XIX столетия. На вечернем сеансе парижанам показали один из лучших фильмов Московского кинофестиваля 2014 года - картину "Белый ягель" Владимира Тумаева.
Фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) Андрея Кончаловского, удостоенный в минувшем году награды Венецианского кинофестиваля, будет показан в зале знаменитого театра "Адьяр", который стал частью архитектурного ансамбля округа более 100 лет назад.
Впервые для широкой публики - и это особенно отметила Дати - будет открыт амфитеатр знаменитой Военной школы Парижа, которая расположена возле Марсова поля и до сих пор является режимным объектом, находящимся в ведении министерства обороны республики. В историческом "Амфитеатре маршала Фоша" там будут демонстрировать драму Андрея Кравчука "Адмиралъ" (2008) о судьбе вождя Белого движения Александра Колчака, а также покажут советско-французский фильм "Урга: территория любви" (1991), снятый Никитой Михалковым.
Мэрия VII округа, расположенная по соседству с резиденцией посла России, пригласит парижан на французскую премьеру документального фильма "Штурм Берлина". В саду здания окружной администрации, на пленэре, пройдет заключительный сеанс фестиваля. Он отведен для показа российско-французской исторической ленты "Распутин" (2011) с Жераром Депардье в главной роли.
У этого района Парижа на левом берегу Сены - "давние исторические связи с Россией", напомнила Дати. Весной этого года на набережной Бранли был заложен первый камень в основание будущего Российского духовно-культурного центра.
Комплекс общей площадью более 4 тыс кв метров включит православный храм, семинарию, библиотеку, а также центр для проведения встреч представителей русской общины и знакомства парижан с православной культурой. Кроме того, на его территории должна открыться российско-французская школа. Одной из сторон будущий православный комплекс будет выходить на Avenue Franco-Russe (Франко-Российская авеню), названную так в 1911 году.
Перед авторами проекта стояла сложная задача вписать новое здание в архитектурный пейзаж, являющийся частью всемирного наследия ЮНЕСКО, отметила Дати. По ее мнению, глубоко символично, что всего в нескольких сотнях метров выше по течению Сены берега реки связывает знаменитый мост Александра III. Он был сооружен на пороге ХХ столетия в ознаменование союза России и Франции.