Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В МАДИ обсудили, как эффективней преподавать русский язык иностранцам
03.06.2015
Теме распространения и развития русского языка в последнее время уделяется самое повышенное внимание. Так, 19 мая Владимир Путин в Кремле совместное заседание Советов по русскому языку и межнациональным отношениям и в очередной раз отметил, что без языка невозможно сохранить и развивать Русский мир. Стоит напомнить, что сегодня русский язык является шестым по популярности в мире. На нем говорят более 260 миллионов человек.
Накануне в стенах Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) прошла IV Международная научно-практическая конференция «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан». Она собрала более 200 участников, представляющих около 100 российских и зарубежных вузов.
- На конференции рассматривались вопросы методик обучения иностранцев в российских вузах, - рассказала «Комсомолке» замдекана Подготовительного факультета для иностранных градан МАДИ Татьяна Полевая. - Стоит отметить, что для большинства участников важно было изучить опыт МГУ, РУДН и нашего вуза, в которых эти программы успешно работают уже более полувека. Считаю, что конференция прошла очень плодотворно. Было большое количество содержательных и полезных докладов. По итогам пленарного заседания мы выработали рекомендации, которые будут направлены в Министерство образования и науки РФ и, как мы надеемся, поспособствуют совершенствованию учебных программ по преподаванию русского языка иностранцам.
Отметим, что конференция была также приурочена сразу к двум юбилеям МАДИ. В нынешнем году Московскому автомобильно-дорожному государственному техническому университету исполняется 85 лет, его Подготовительному факультету для иностранных граждан - 55!
- В моей жизни МАДИ сыграл очень заметную роль, - говорит руководитель проекта Научного центра евразийской интеграции, доктор исторических наук Юрий Кожаев. - В течение многих десятилетий я активно сотрудничал с этим вузом, помогал налаживать связи с Афганистаном - с Кабульским политехническим университетом, автомеханическим техникумом. Неоднократно выезжали туда с проверками вместе с проректорами МАДИ, Елизаровым и другими. 55-летие Подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ — знаменательная дата. Надеюсь, что еще много-много лет университет будет оставаться флагманом в преподавании русского языка для студентов из других государств.