Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Свердловской области проверят, как учатся дети из семей мигрантов
01.06.2015
Сколько детей из семей мигрантов обучается сейчас в свердловских школах, с какими проблемами сталкиваются преподаватели и каким образом образовательные учреждения способствуют адаптации этих ребят в социуме, - ответы на эти вопросы будут получены в рамках выполнения поручения первого вице-премьера правительства Свердловской области Владимира Власова. Поручение дано по итогам заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних, на котором, в том числе, был рассмотрен опыт развития межэтнических отношений в екатеринбургской школе №50. Об этом Накануне.RU сообщили в департаменте информационной политики главы региона.
"50% отличников в нашей школе – это те ребята, для которых русский язык не является родным. Это армяне, азербайджанцы, грузины, таджики, киргизы, украинцы. В общей сложности, в образовательном учреждении обучаются дети более 25 национальностей. Одним из направлений воспитательной работы в школе является инновационный проект "Мы разные и мы вместе". Работа строится по различным направлениям: краеведческое, патриотическое, нравственное. Все это моделирует ситуацию общности интересов детей независимо от национальности. Мы стараемся сформировать отношение у детей-иностранцев к Уралу, Екатеринбургу не как к очередному месту жительства, а как к малой родине", – рассказала директор школы №50 Железнодорожного района Екатеринбурга Оксана Рожкова.
Реализация данного проекта позволяет минимизировать риски возникновения межэтнических конфликтов и повышает уровень толерантности как в самом общеобразовательном учреждении, так и вне его.
Именно к такому результату в своей деятельности, по мнению Владимира Власова, должны стремиться все субъекты социальной профилактики правонарушений. "Этот опыт мы оцениваем с положительной точки зрения, и вне сомнения, он достоин тиражирования. Тема межэтнических взаимоотношений актуальна сейчас и будет оставаться актуальной еще долгое время, так как мы являемся регионом крайне привлекательным для мигрантов", – отметил первый вице-премьер регионального правительства Владимир Власов.