Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фонд «Русский мир» отметил наградой большой вклад в развитие русистики в Таджикистане одного из старейших и авторитетнейших преподавателей русского языка республики Бароат Ходжибаеву, профессора кафедры методики преподавания русского языка и литературы Худжандского государственного университета. От имени фонда педагогу будет вручена почётная грамота – «За большой вклад в сохранение и развитие традиций преподавания русского языка в Республике Таджикистан».
Бароат Абдурахимовна Ходжибаева родилась 27 ноября 1928 года в Самарканде (Узбекистан). Начальное образование получила в Москве. В 1937 году, после ареста родителей, она попала в детские дома Мордовии, а потом Украины, где завершила среднее образование. В 1944 году она вернулась в Ленинабад (Худжанд), где в 1948 году окончила Женский педагогический институт.
С 1948-го по 1955 год она работала учителем русского языка и литературы в средней школе №3, затем в медицинском училище, а с 1955-го по 1958 год – завучем средней школы №5. С 1958-го по 1963 год заведовала учебной частью Ленинабадского педагогического института имени С. М. Кирова. С 1963 года – старший преподаватель, а после защиты диссертации – доцент кафедры русской и зарубежной литературы.
С 1976-го и до 1990 года она заведовала кафедрой методики преподавания русского языка и литературы.
С 1993-го и по 2003 год – профессор кафедры устной и письменной речи, а с 2003 года и по настоящее время – профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы. В 1997 году ей присвоено звание «Заслуженный работник Таджикистана».
Основное направление научной деятельности Бароат Ходжибаевой – проблемы литературных взаимосвязей и вопросы преподавания русской литературы в таджикских школах. Она является автором около 200 научных и научно-педагогических и методических работ. За книгу «Пушкин и Восток» Бароат Ходжибаева была удостоена Пушкинской золотой медали и диплома.