Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Увидел свет четвёртый выпуск Библиотечки журнала «Русская школа» под названием «Учимся говорить красно!», изданный при поддержке фонда «Русский мир». Основная задача сборника – вооружить старшеклассников материалом, который даст им возможность ознакомиться с основами мастерства публичного выступления, искусства ведения беседы, спора.
Оригинальная система методически продуманных практических заданий позволит обучающимся узнать, что такое красноречие (риторика), чему она учит, зачем нужна каждому человеку, как нужно строить текст, каковы законы его создания. Включённые в пособие краткие теоретические сведения по риторике помогут осмысленно выполнять практические задания, решать составленные автором задачи.
В заключение стоит отметить, что сборник рассчитан не только на учащихся старших классов, им могут пользоваться и учителя, и студенты-филологи. Он заинтересует также всех желающих овладеть навыками красноречия.