Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
19 мая 2015 школьники из Прадиниус гимназии Гронингена снова стали гостями Русского центра. Многие из них уже не первый раз приходят со своим преподавателем Жанет Брон в центр для проведения урока.
В этот раз урок состоял из двух частей. В первой части ребята узнали о том, как отпраздновали 70-летие Победы в России, об акции «Бессмертный полк». Они удивились, когда узнали, что по всей России 12 миллионов человек приняли участие в акции памяти. И тут же возникли вопросы: почему так много участников? Сколько жертв оставила война в России? Что надо делать, чтобы сохранить память о погибших? Школьники поделились своими мыслями.
Во второй части урока ребята представляли свои работы. Каждый год голландские школьники выполняют совместный учебный проект со своими сверстниками из гимназии Мурманска, с которой уже долгие годы дружит гимназия Гронингена. В этом году они занимаются проектом «Календарь 2016». Ребята должны, находясь за тысячи километров друг от друга, познакомиться, начать общаться, договориться о дизайне и содержании календарей, об обмене материалами и о выполнении работы. Ребята показали, на каком этапе находится проект и рассказали как проходит их общение с российскими сверстниками.