Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя русского языка Софии повышают квалификацию
05.05.2015
28 апреля 2015 года в Русском центре МКИ «Столичная библиотека» состоялось совместное занятие школ повышения квалификации учителей русского языка детских садов, школ и преподавателей русского языка высших учебных заведений на тему «Возможности использования интерактивной доски на уроках русского языка».
Ведущим занятия была преподаватель по методике обучения русскому как иностранному доцент Софийского университета им. Св. Климента Охридского Антония Радкова. Гостем семинара был первый секретарь Посольства Российской Федерации в Болгарии, представитель Министерства образования и науки РФ Роберт Шестаков.
Семинар является частью цикла занятий, посвящённых использованию аудиовизуальных и информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного.
Использование интерактивных досок в обучении русскому языку имеет ряд преимуществ, но требует смены методических подходов в преподавании. Интерактивная доска даёт возможность привлечь и успешно использовать внимание класса, повышает мотивацию изучения русского языка.
Мариета Георгиева представила участникам занятия ресурсы Русского центра и пригласила их на мероприятия, посвящённые Году литературы. Р. Шестаков подарил хозяевам материалы из коллекций Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге. Он рассказал о мероприятиях в Болгарии, приуроченных к празднованию 9 мая.
Руководитель центра также рассказала слушателям о международной экспедиции «Русская муза Кавказа», маршрут которой прошёл по четырем странам: Украине, России, Грузии и Армении.