16.10.2006
Осенний фестиваль в Париже (Festival d'Automne à Paris) преподносит всё новые сюрпризы.
Парижский театр «Лё Жемо» представил премьеру – спектакль по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца».
О том, как французские актёры играют лучшую советскую комедию, рассказывает наш корреспондент Анна Нечаева:
«Эрдмановский «Самоубийца» не самая актуальная пьеса для наших дней. Что ни говори, но хоть и сравнивал Станиславский с Гоголем, а Мейерхольд и вовсе с Мольером, что, кстати, французам ближе, но «Самоубийца» все же во всех смыслах ни с «Ревизором», ни с «Дон Жуаном» не сравниться, хотя бы потому, что это не банальный политический памфлет и не среднестатистический фарс.
Эту пьесу ведь еще называют «лебединой песней» Эрдмана.
Он поплатился за остроумие сталинскими лагерями. Так что понять и интерпретировать это остроумие драматурга сегодня под силу далеко не каждому. И тем более не сразу понятно, что же европейцев занимает в этой истории.
Для французских зрителей звонок главного героя в Кремль с заявлением «я Маркса прочел, и он мне не понравился» сродни телефонному хулиганству. Тоже происходит и с образом главного героя Семена Подсекальникова.
В спектакле на первый план выходит сюжет, когда другие персонажи подстрекают Подсекальникова к самоубийству. От имени и по поручению. Чтобы протестовал публично или защитил интересы интеллигенции, любви, религии, торговли. Эти герои ухватились за возможный поступок Подсекальникова как за собственный единственный шанс. И именно этим персонажам режиссер предлагает написать историю Подсекальникова. Благодаря им, из коммунального клопа, решившего свести счеты с жизнью из-за ливерной колбасы, он превращается в героя дня. Вот, собственно, то, что увидели в этой истории французские актеры. Режиссер Жак Мише говорит, что его волнует перекличка пьесы с современным миром, что мрачный юмор этой истории способен опустошить кого угодно. Хлесткая и одновременно комичная пьеса – так определяет пьесу Жак Мише. Но жизнь коммуналки для режиссера и французов – экзотика. Они полагают, что у каждой семьи в коммунальной квартире на кухне был свой стол и своя плита. А зрителей в зале встречает ярко-красный занавес с портретом Ленина, который поднимается под звуки гимна. Такой французский взгляд на пьесу Эрдмана можно назвать и экзотикой для русских. Что и говорить. Пьеса «Самоубийца» многострадальная. Сейчас она не поддается ни стилю ретро, ни попыткам переноса в сегодняшний день. Она – плоть от плоти своей эпохи. И рассчитана, кажется, на непосредственный отклик. В спектакле «Лё Жемо», к сожалению, смесь жестокости и комичности, о которой говорит режиссер, не работает. Хотя бытовой комизм французским актерам, несомненно, удается. Во всяком случае, зал реагирует живо». |