Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
13 марта 2015 года в Балтийской международной академии (БМА) прошёл семинар для учителей русского языка как родного, организованный Министерством образования Латвии при участии академии и Русского центра.
На семинаре обсуждались вопросы о государственных стандартах проверки знаний по русскому языку, о формировании читательских интересов на уроках русского языка и по другим предметам, применении новых технологий на уроках и др.
Также обсуждались мероприятия Ассоциации преподавателей русского языка Латвии (ЛАПРЯЛ), о которых рассказала Елена Бердникова – председатель ассоциации. Перед собравшимися выступили представители издательства «Zvaigzne ABC», специализирующегося на издании учебной литературы для школ.
В заключение семинара профессор БМА Оксана Филина прочла лекцию на тему: «Проблемы глобализации в современной литературе», в которой остановилась на общих для мировой литературы проблемах: человек и общество, человек и природа, постмодернистское восприятие человеком своей личности и её место в глобальном мире.
Этот семинар продолжает цикл семинаров второго семестра, на которых учителя повышают свою квалификацию.