Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В печском Русском центре уже стало традицией объявлять запись на курсы русского языка в начале каждого семестра. Поначалу эти бесплатные курсы сотрудники центра объявляли только для сотрудников и студентов Печского университета, но так как интерес был очень велик и среди жителей города, теперь курсы проводятся для всех желающих, а их становится всё больше и больше.
Это уже девятые курсы, которые проводит Русский центр (не считая летних однонедельных или двухнедельных интенсивных курсов русского языка для начинающих, где учатся в основном гимназисты). В этом семестре занятия объявлены для начинающих, и, хотя был ограничено число учащихся (максимум 15 человек), сотрудники всё же пошли навстречу желающим изучать русский язык, приняв на курсы 25 человек. Но желающих было намного больше.
Сотрудник Русского центра Каролина Сюч-Руснак, ведущие курсы, выяснила причины интереса к русскому языку у учащихся курсов и их мотивацию. Некоторые указали, что считают русский язык красивым, другие подчеркнули значение владения языком во внешнеэкономических связях или же свою любовь к изучению иностранных языков. Однако есть и такие ученики, у которых родители раньше изучали русский язык и довольно часто дома говорят по-русски, если не хотят, чтобы дети понимали то, о чём они говорят. В свою очередь, это вызвало интерес к русскому языку и у ребят.
За прошедший месяц ученики уже выучили алфавит, научились читать и писать по-русски , конечно, же выучили основные формы речевого этикета – приветствие и прощание, а также познакомились с некоторой страноведческой информацией – этимологией слова «красный», «товарищ», «кремль» и другими.