Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В российской доменной зоне начал работу сайт для туристов Japan Hoppers. Здесь на русском языке можно получить информацию о Стране восходящего солнца, её обычаях и достопримечательностях. Проект был запущен правительством Японии в преддверии летних Олимпийских игр, которые пройдут в Токио в 2020 году.
В настоящее время на сайте размещена информация о 1,5 тысячах японских достопримечательностей, а до конца года эта цифра должна вырасти до 5 тысяч. Ожидается, что сайт пополнится различной информацией и советами от жителей Японии, сообщает РИА «Новости».
Главным лозунгом подготовки к Олимпиаде японцы выбрали слово «гостеприимство». Поэтому многие туристические компании и гостиницы начали формировать туры с учётом гастрономических и религиозных особенностей людей из других стран.
Напомним, что российские туристы неизменно проявляют интерес к Японии. Так, в 2013 году Страну восходящего солнца посетили 60,5 тысячи россиян. За первые шесть месяцев 2014 года поток увеличился на 6,2 %. Наплыв туристов из России в Японию приходится на апрель, когда цветёт сакура, и октябрь-ноябрь — сезон красных клёнов. В июне-июле в страну едут в основном жители Дальнего Востока. Зимой некоторые россияне отправляются на горнолыжный курорт Хакуба в префектуре Нагано, построенный к Олимпиаде 1998 года.