Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В 1896 году возник Музей московского городского хозяйства, носящий теперь название «Музей истории Москвы».
В декабре этого года исполняется 110 лет со дня основания Музея истории Москвы. Этой дате посвящен сдвоенный выставочный проект в «Новом Манеже», здесь представлены экспонаты из музея-юбиляра и из шести провинциальных собраний. Все это городские музеи, подчеркивают устроители выставки.
В 1896 году возник Музей московского городского хозяйства, носящий теперь название Музей истории Москвы. Со временем его коллекция тематически расширилась за счет экспонатов, свидетельствующих о быте, праздниках и буднях городских жителей, музей оброс филиалами, среди которых и Музей археологии Москвы, и Музей русской гармоники, и превратился в объединение. Самое лучшее из миллиона экспонатов и решили сейчас показать в выставочном зале «Новый Манеж».
«Музеи городов — особые образования, с давней традицией», — считает Ирина Карпачева, руководитель научно-просветительского отдела «Музея истории Москвы»: «Первой идею о создании городского музея, московского музея, высказал Петр I, который, побывав в европейских городах, сказал, что вот у них есть гравер, он рисует виды городов, а у нас в Москве и в Петербурге такого нет. Поэтому в начале XVIII века он прислал сюда мастеров, они были немцами все, голландцы и немцы. Один из таких экспонатов вы видите, это знаменитая гравюра Питера Пикарта, который приехал сюда и взял учеников. Тогда же возникла идея о создании городского музея, но она не была реализована, реализуется она только в начале XX столетия».
Выставка «Наследие Истории Москвы» занимает одно крыло «Нового Манежа». Другое отдано под экспозицию «Музеи городов России — музею столицы». Признаем: оба проекта получились достаточно эклектичными и даже сумбурными. Чего тут только нет — археологические находки, документы разных столетий, народные костюмы и старинные бытовые костюмы, современное декоративно-прикладное искусство и так далее, и так далее. Устроители выставки поясняют: провинциальные музеи, желая поздравить столичного собрата, решили показать самое лучшее из своих собраний. А что именно — отбирали сами. Лучше всех это удалось Липецкому музею, который привез в Москву коллекцию купеческих портретов. Написанные талантливыми самоучками, они пленяют какой-то неуклюжей прелестью.
Владимир Кузнецов, автор региональной части экспозиции рассказывает о происхождении экспозиции: «Выставка липецких купцов была сформирована еще в начале XX века. Она поступила в местный музей в 1909-1916 годах и, надо сказать, что эти работы, конечно, украшали гостиные не только богатых домов, но и не очень зажиточных. То есть бытовал в каждом доме липецкого купечества такой портрет».
И вот выразительная деталь: в витрине под портретом купчихи с серьгами, низанными из жемчуга, лежат те самые серьги. Не похожие, а подлинные. Они были переданы потомками модели в музей вместе с картиной.