Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Болгарские учителя русского языка детских садов повышают квалификацию
17.02.2015
Методика обучения детей иностранному языку отличается от методики обучения остальных возрастных групп. Болгарские учителя начального и дошкольного этапов обучения много раз выражали желание включиться в работу методической школы, которая посвящена проблемам обучения русскому языку как иностранному детей, дошкольников и младших школьников. Благодаря фонду «Русский мир» три года назад в Болгарии появилась возможность помочь им обсуждать возникающие вопросы на занятиях школы повышения квалификации. Встречи слушателей проходят в уютном, оснащённом современной мультимедийной техникой Русском центре при МКИ «Столичная библиотека» в мотивирующей среде. Здесь педагоги могут не только поговорить о тенденциях развития методики преподавания русского языка как иностранного детям, но и обсудить на практических занятиях эффективность того или иного приёма, обогатить свои практические умения. В 2014 году несколько занятий школы прошли на территории других регионов Болгарии. Цель данной методической школы — содействовать учителям в их поиске новых путей решения задач, которые ежедневно ставит перед ними их работа. Методика преподавания русского языка как иностранного для детей и дошкольников опробована в течение трёх лет при обучении детей в возрасте трёх-семи лет в Болгарии.
Неизменным партнёром Русского центра при МКИ «Столичная библиотека» в данной области выступает Национальное движение русофилов, для которого изучение русского языка в детских садах — одно из основных направлений деятельности. По мнению членов Национального движения русофилов, с одной стороны, изучение в этом возрасте русского как иностранного, особенно близкого к родному, способствует интеллектуальному развитию и духовному обогащению детей. С другой стороны, изучение русского языка в детском саду мотивирует детей и их родителей продолжить изучать язык Пушкина и Толстого и дальше — в школе. Вот почему в 2012 году Национальное движение русофилов взяло на себя инициативу создать в детских садах группы, которые будут изучать русский язык бесплатно. Руководители детских садов встретили эту инициативу с интересом. Национальное движение русофилов получило поддержку в этом начинании со стороны Министерства образования и науки, Синдиката болгарских учителей, фонда «Русский мир», Россотрудничества, Российского культурно-информационного центра в Софии и других организаций. До 2012 года русский язык дети изучали только в пяти детских садах Болгарии. В 2012/2013 учебном году было создано пятьдесят групп. В следующем, 2013/2014 учебном году благодаря более масштабному вовлечению структур Национального движения русофилов и содействию муниципальных органов Софии и страны количество групп достигло четырёхсот. В этих группах обучалось свыше восьми тысяч детей. В текущем учебном году на территории Болгарии уже работает 520 групп по русскому языку в 135 муниципалитетах во всех регионах страны. В них обучается свыше десяти тысяч детей (в основном пяти- и шестилетнего возраста). Результаты дают надежду и основание продолжать работу, связанную с увеличением количества групп, изучающих русский язык, в разных муниципалитетах Болгарии.
14 февраля 2014 года учителя РКИ детских садов столицы Болгарии познакомились с книжными новинками для преподавателей РКИ в детском саду, каждому из слушателей был выдан перечень сайтов в Интернете, где можно скачать интересные раздаточные материалы, словарики, учебные пособия, сказки, детские игры. Данные материалы были подготовлены бессменным руководителем методической школы учителей детских садов при Русском центре при МКИ «Столичная библиотека» Aнной Деяновой-Атанасовой. Она окончила факультеты русской филологии, психологии и педагогики и методики начального обучения Софийского университета имени Климента Охридского. С 1990 года работает старшим учителем начальных классов первой квалификационной категории в СОШ № 133 имени A. С. Пушкина в Софии. В сферу профессиональных интересов Анны Деяновой-Атанасовой входят методика обучения РКИ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; вопросы преемственного обучения РКИ учащихся дошкольного этапа обучения, начальной и основной школы; проблемы формирования готовности детей и учащихся к межкультурной коммуникации средствами русского языка и культуры; теоретические и практические аспекты формирования положительной мотивации обучения детей, младших школьников и подростков. Награждена дипломами II степени Европейского фестиваля русского языка (2009) и III степени I Всемирного фестиваля русского языка (2011), а также премией «Золотая муза» (2014). Является лауреатом Пушкинского конкурса (2012) и международного конкурса «Лучший учитель русской словесности зарубежья» (2014). Статьи и доклады Анны Деяновoй-Атанасовoй в научных журналах и сборниках научных форумов посвящены проблемам веб-обучения, контроля обучения и формирования лингвокультурной компетенции, раннему обучению иностранным языкам. Анна является автором учебников и учебных пособий, сборников тестов, предназначенных для раннего, начального и среднего этапов обучения.
В конце занятия М. Георгиева познакомила учителей с планом работы на 2015 год и пригласила их принимать участие в многогранной деятельности Столичной библиотеки. Слушатели поблагодарили Мариету Георгиеву за гостеприимство и предоставленную возможность в очередной раз эффективно поработать на базе Русского центра при МКИ «Столичная библиотека».