Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
11 февраля на уроке русского языка у школьников одиннадцатого класса Национальной естественно-математической гимназии им. академика Любомира Чакалова (НПМГ) состоялся разговор о науке, высшем образовании и школе в целом. Будущие инженеры, физики, химики и биологи поделились своими идеями и мыслями о продолжении обучения.
По приглашению учителя русского языка Натальи Златковой руководитель Русского центра при МКИ «Столичная библиотека» посетила занятие русского языка, который школьники изучают как второй иностранный. М. Георгиева рассказала им о том, как в России отмечают День российской науки, о Российской академии наук, созданной 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра І.
Мариета Георгиева рассказала также о работе фонда «Русский мир» и пригласила школьников принять участие в культурно-образовательных мероприятиях Русского центра при МКИ «Столичная библиотека».
В Национальной естественно-математической гимназии им. академика Любомира Чакалова обучается более тысячи школьников. Обучение проводится в рамках совместной учебной работы с соответствующими факультетами Софийского университета им. Святого Климента Охридского. Ученики школы им. академика Л. Чакалова принимают участие и становятся победителями национальных и международных олимпиад, конкурсов и конференций как в сфере естественных наук, так и в области гуманитарных дисциплин, искусства и спорта. Выпускники гимназии не только становятся частью интеллектуальной элиты страны, но и укрепляют творческий потенциал престижных образовательных институтов и международных университетов.