Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Тематический урок, посвящённый Высоцкому, провели в улан-баторском Русском центре
09.02.2015
6 февраля по заявкам преподавателей и учащихся в Русском центре при Улан-Баторском филиале Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова прошёл тематический урок, посвящённый жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Собравшимся были представлены видеопрезентация и записи песен, подготовленные работниками центра.
В историю советской культуры Высоцкий вошёл в нескольких амплуа: поэт, композитор, певец, актёр театра и кино. Его называли бардом, менестрелем. Наверное, во всём Советском Союзе не нашлось бы человека, который не узнал бы этот хрипловатый голос и это волевое лицо. Его голос звучал по всей стране, его песни были известны каждому, однако первый сборник стихов Высоцкого «Нерв» был опубликован только после его смерти.
Сегодня мы попытались разгадать секрет неиссякаемости интереса к творчеству Высоцкого, отыскать корни его популярности среди людей, разных по образованию, вкусам и привычкам. И этот необычный урок завершили словами докладчиков: «У Высоцкого нет ни одной пустой песни, бессмысленного куплета. Ему важно. чтобы человек в любых ситуациях оставался честным, готовым прийти на помощь, вступиться за обиженных. В его песнях создан своеобразный нравственный кодекс».
Ольга Максимова, Русский центр при Улан-Баторском филиале Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова