Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
19-й Национальный конкурс вокалистов имени Марианы де Гонич завершился в четверг вечером в Гаване концертом конкурсантов-победителей и выступлением кубинского хора Национальной академии классического пения. Победителем этого престижного на Кубе музыкального состязания объявлена юная воспитанница академии, 17-летняя Анамари Карвахаль.
Вторую премию разделили сразу два участника – Исабела Фернандес Пупо и Педро Эррера Лопетеги. Кроме того, специальной награды за лучшее исполнение песни на иностранном языке удостоен Ричард Вальдес. В его интерпретации прозвучал русский романс “Очи черные”. Всего за звание победителя конкурса боролись 17 лучших учеников Академии классического пения.
Как призналась Карвахаль в беседе в корр. ТАСС, она “очень счастлива, так как можно лишь мечтать о награде такого авторитетного жюри”. Победительница стремится получить международное признание и стать “послом кубинской музыки в мире”. Карвахаль сообщила, что дня нее большая честь быть ученицей академии, основанной Марианой де Гонич 70 лет назад. “Хотя мне не посчастливилось знать лично знаменитую русскую певицу, я ношу ее в своем сердце. Таких, как она, в мире осталось совсем немного”, – сказала она. Кроме того, Анамари мечтает побывать в Санкт-Петербурге – на родине кубино-российской легенды.
Председатель жюри, проживающая на Кубе итальянская певица Лючия Альтиери отметила “огромное стремление” конкурсантов совершенствоваться в мастерстве, несмотря на недостаток средств. Она также выразила особую благодарность российскому посольству на Кубе, которое “поддерживает молодые таланты, вдохновляет их на творчество и оказывает поддержку конкурсу, посвященному русской диве”. По словам Альтиери, несколько участников конкурса вполне достойны того, чтобы занять свою нишу на музыкальном Олимпе. “Единственно, что им нужно – хорошие продюсеры, которые поверят в них”, – сказала певица.
В четверг Куба отметила 115-ю годовщину со дня рождения русско-кубинской певицы. На центральном кладбище Христофора Колумба в Гаване, где покоится прах знаменитой петербурженки, состоялась гражданская панихида, а на кубинском радио и телевидении прошли передачи в ее честь. “Личность Марианы де Гонич является символом, потому что это прекрасная страница общей истории отношений между нашими странами”, – сказал в беседе с корр. ТАСС посол РФ на Кубе Михаил Камынин. “Несмотря на то, что она покинула родину в 1920 году, в душе навсегда осталась русской и несла искусство, русскую культуру в те страны, в которых жила и работала”, – отметил он.
Мариана де Гонич родилась 5 февраля 1900 года в Санкт-Петербурге. В 23 года с успехом дебютировала на сцене Парижской оперы и в Театре Елисейских полей, а в 1940 году прибыла на Кубу, чтобы остаться на острове навсегда. На острове она создала Академию классического пения. За свою плодотворную творческую деятельность де Гонич была удостоена многочисленных наград кубинского правительства. Певица умерла в Гаване 14 января 1993 года. После ее ухода из жизни по предложению известного кубинского композитора Арольда Граматхеса /Грамаша/ был организован Национальный конкурс вокалистов имени Марианы де Гонич.