Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
6 февраля в Русском центре при Педагогическом университете Хошимина состоялось очередное заседание клуба любителей российского кинематографа. На этот раз оно было посвящено теме Великой Отечественной войны в художественном фильме режиссёра С. Бондарчука «Судьба человека» (1959).
Литературной основой для этой картины послужил известный рассказ советского писателя Михаила Шолохова о простом русском человеке, солдате Андрее Соколове, на долю которого выпали жестокие испытания: ранение в начале войны, двухлетний фашистский плен, концлагерь, гибель всей семьи. Пройдя все круги ада, Соколов не сломался, выжил и нашёл в себе силы не только продолжать жить, но и подарить счастье маленькому человечку, мальчику Ване, оставшемуся тоже без семьи.
Оптимистичный конец этой трагической истории вселяет в молодых зрителей веру в конечную справедливость, надежду на лучшее будущее и любовь к ближнему. Повесть о настоящем человеке — так ещё можно было бы назвать это произведение.
Фильм произвёл огромное впечатление на молодых вьетнамцев. Мы планируем в ближайшее время в преддверии великого праздника — Дня Победы — показать ещё несколько фильмов о Великой Отечественной войне (старых советских, уже ставших классикой, и современных).