Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Более пятидесяти участников из Белоруссии, России и Украины собрала чеховская дата: 29 января — день рождения Антона Павловича Чехова. В этом году он юбилейный — 155 лет.
В десятый раз Всеукраинская общественная организация «Русская школа» проводит в Ялте Международные Чеховские чтения, посвящённые изучению и сохранению чеховского наследия: чеховского языка, мысли, вкуса, морали, ценностей, приоритетов.
В работе чтений приняли участие преподаватели, учителя, руководители школ и вузов, журналисты, чиновники, студенты, школьники, дошкольники.
С приветственным словом к собравшимся обратился директор программ СНГ фонда «Русский мир» Всеволод Железнов. Он подчеркнул важность и значимость изучения произведений Антона Павловича Чехова, актуальность его нравственных исканий. Со своеобразным видеоотчётом о проделанной Всеукраинской общественной организацией «Русская школа» в 2014 году работе выступил председатель правления ВОО «Русская школа» Александр Кондряков. Среди наиболее значимых проектов он отметил конкурс педагогического мастерства «Хрустальная чернильница», впервые прошедший в октябре 2014 года в Одессе, посвящённый 200-летию Михаила Лермонтова; создание Международного педагогического клуба; Международную экспедицию «Русский мир. От острова к острову», посвящённую островам Русского Севера.
Чеховские чтения — традиционный старт проектов и программ организации в только что начавшемся году. В планах «Русской школы» на 2015 год — продолжение конкурса «Хрустальная чернильница», тема которого в этом году — «Чеховский урок»; Международный проект «Русская муза Кавказа»; мероприятия, посвящённые памятным и юбилейным датам, среди которых основным является празднование 70-летнего юбилея Победы.
В рамках чтений также состоялись интеллектуальная игра «Знаю!» по произведениям Чехова и экскурсия в дом-музей писателя.