Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Директора средних школ посетили Русский центр в Софии
28.01.2015
26 января 2015 года директора средних школ — участниц проекта «Образовательные учреждения — партнёры Москвы и Софии» посетили софийский Русский центр. Они поделились впечатлениями о визите в Москву, состоявшемся в ноябре 2014 года по приглашению столичного департамента образования. Программа, подготовленная департаментом, включала в себя насыщенную деловую часть, в рамках которой гости Первопрестольной побывали в школах № 1173, № 480, № 282, № 1095 и № 1241. Участники болгарской делегации были приятно удивлены средой, в которой воспитывают ребят, профессионализмом управленцев и педагогов.
Практическим результатом поездки стало подписание протоколов о сотрудничестве с партнёрскими школами. Третий год Русский центр при МКИ «Столичная библиотека» оказывает логистическую поддержку участникам проекта.
Руководитель Русского центра познакомила гостей с программой Года литературы в России и предстоящими инициативами центра. Она подчеркнула значимость образовательных мероприятий, которые запланированы в течение года, для оптимизации совместных проектов и пригласила школьные коллективы принять участие в культурно-образовательных событиях.
Участники встречи поблагодарили команду Русского центра за предоставленную возможность совместной работы и информацию о развитии и углублении партнёрских контактов.