Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Открытые уроки в Центре русской культуры и эстетического воспитания им. М. Добужинского
22.01.2015
В Центре русской культуры и эстетического воспитания им. М. Добужинского при поддержке фонда «Русский мир» и общественных организаций Литвы проводятся открытые уроки для литовских школьников и студентов, изучающих русский язык.
Занятия реализуются на русском языке. Программа занятий состоит из пяти модулей: «Студия чтения и творческие гостиные», «Изобразительное творчество русских художников», «Живые традиции», «Мультяшка.ru», «Мир через объектив».
Наряду с изобразительными элементами программы, тридцать процентов времени отводится материалу для развития и совершенствования речи, углубления и активизации знаний по русскому языку. Во время теоретических занятий сочетаются элементы речи научно-популярной и художественной литературы, используемые при выполнении итоговых занятий. По окончании обучения слушатели получают диплом, свидетельствующий о прохождении курсов.
Учебный процесс стартовал в ноябре 2014 года и продлится до июня 2015 года.
Центр русской культуры и эстетического воспитания им. М. Добужинского