Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Курсы повышения квалификации для учителей русского завершились в ТНУ
19.01.2015
С 3 по 17 января в Русском центре Таджикского национального университета прошли курсы повышения квалификации для учителей русского языка школ Республики Таджикистан в рамках мероприятий, организуемых совместно с Институтом повышения квалификации учителей Министерства образования и науки РТ.
Модераторами и лекторами выступили руководитель Русского центра ТНУ, доктор филологических наук, профессор Мехриниссо Нагзибекова, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Таджикского национального университета, доктор филологических наук, профессор Гулчехра Ходжиматова и кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего языкознания и сравнительной типологии факультета русского языка и литературы Рохат Бобоева.
Участниками курсов стали тридцать пять учителей русского языка и литературы практически из всех регионов Таджикистана, которые посетили интенсивные занятия по программе «Лингвострановедение России». Слушатели узнали о новых подходах в лингвокультурологии, им был прочитан и теоретический курс, было проведено также несколько практических занятий.
По окончании курсов вручены сертификаты.
Мехриниссо Нагзибекова, руководитель Русского центра ТНУ