Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семинар для учителей русского языка и литературы состоялся в Оше
19.01.2015
16 января 2014 года в Русском центре филиала РГСУ состоялся очередной однодневный семинар для учителей русского языка и литературы Ошской области и города Оша. В нём также приняли участие русисты Джалалабадской области. Руководитель центра проинформировала педагогов о целях открытия Русского центра на юге Киргизии, о направлениях его деятельности, формате проводимых мероприятий, познакомила с библиотечным фондом и с теми услугами, которые центр может оказать преподавателям.
Несмотря на то, что год 200-летнего юбилея М. Ю. Лермонтова закончился, творчество поэта продолжают изучать в школе. В связи с этим руководитель центра сделала небольшой доклад (с показом слайдов), основанный на материалах круглого стола «Кавказский пленник: неизвестный Лермонтов», который прошёл в рамках VIII Ассамблеи Русского мира.
Следующим этапом семинара стало знакомство учителей с методикой использования игр на уроках русского языка, в рамках которого была рассмотрена классификация игр. Для закрепления полученной информации были проведены несколько разных видов игр. Учителя поделились своим опытом работы на уроках русского языка с использованием игр. Педагоги были глубоко благодарны за полученную информацию и помощь и оставили записи в журнале предложений и пожеланий Русского центра.
По завершении семинара учителя получили раздаточные материалы, подготовленные Русским центром.
З. Я. Мискичекова, руководитель Русского центра в Оше