Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международный научно-педагогический форум состоялся в белградском Русском центре
19.01.2015
В рамках 53-й встречи славистов, которая состоялась с 9 по 11 января 2015 года на филологическом факультете в Белграде, в Русском центре 10–11 января была реализована программа Международного научно-педагогического форума «Седьмая встреча славянских русистов» на постоянную тему «Современное изучение русского языка и культуры в инославянском окружении».
В форуме приняли участие докладчики из разных стран: Сербии, России, Македонии, Болгарии, Чехии, Черногории, Словакии. В рамках секции были представлены доклады по вопросам языка, литературы и методики преподавания, также речь шла о курсах повышения квалификации и профессиональной подготовке для преподавания русского языка как иностранного.