Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ученики Прадиниус-гимназии провели занятие в гронингенском Русском центре
15.01.2015
По сложившейся традиции несколько раз в учебном году для проведения промежуточного или заключительного урока в рамках факультативного курса русского языка и культуры в Русский центр приходят ученики гронингенской Прадиниус-гимназии со своими преподавателями. Здесь гимназисты узнают о деятельности центра, выступают с презентациями на различные темы, посвящённые России, выполняют учебные задания, подводят промежуточные или окончательные итоги своего обучения.
В этот раз 13 января 2015 года группа учеников представляла свою работу над реконструкцией интернет-сайта, посвящённого многолетней дружбе и контактам Прадиниус-гимназии и гимназии № 1 города Мурманска. С 1989 года города Мурманск и Гронинген являются побратимами.
Каждый из учеников работает над наполнением одного из разделов сайта. О своей работе ребята рассказали в маленьких презентациях. Сайт, по их мнению, будет рассказывать о Мурманске и Гронингене, о сверстниках из мурманской гимназии, о жизни и учёбе самих ребят. За последние годы гимназисты из Гронингена посетили Мурманск, Москву, Санкт-Петербург и принимали ребят из Мурманска у себя. Гимназии провели несколько интересных совместных проектов. Фотографии и видео, рассказывающие об этих поездках и проектах, они планируют представить на обновлённом сайте.
Татьяна Миронова, Русский центр Гронингенского университета