Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Пльзене завершился курс повышения квалификации для учителей-русистов
26.12.2014
В Русском центре в чешском городе Пльзене завершился проект повышения квалификации учителей русского языка. Итоговым мероприятием стала мини-конференция участников. Проект финансировался за счёт средств гранта фонда «Русский мир».
На мини-конференции участники проекта поделились своим опытом работы и интересными идеями в области преподавания РКИ, прослушали несколько презентаций. Учителя получили специальные дипломы о прохождении курса.
Мероприятие, как это принято в Русском центре в Пльзене, проходило в дружеской обстановке и завершилось праздничным чаепитием. Каждая из участниц приготовила одно из русских блюд, поэтому обмен профессиональным опытом перешёл в дегустацию и обмен рецептами.
Проект повышения квалификации проходил в течение двух последних семестров. В его рамках состоялись восемь сессий семинаров, которые вели специалисты и опытные практики. Семинары были посвящены вопросам методологии преподавания РКИ, в том числе использованию современных технологий на уроках русского языка, лингвострановедению, особенностям русского языка и культуры. Каждая сессия включала в себя практическое занятие по русскому языку, чтобы учителя могли совершенствовать свои языковые навыки и расширять словарный запас. Также в рамках проекта прошли два мастер-класса русской народной росписи, где преподаватели попробовали рисовать в стиле хохломы и городецкой росписи. Вели мастер-классы профессиональные художники.
В семинарах принимали участие преподаватели русского языка из начальных, средних и языковых школ Пльзеня и Пльзеньского края. Русский центр при Западночешском университете в Пльзене планирует проводить и дальше подобные семинары при поддержке фонда «Русский мир». Их цель — улучшение подготовки учителей ради повышения уровня преподавания русского языка в чешских школах. Новые семинары в Русском центре можно будет посещать с сентября 2015 года.